Боевые самолеты

 

К началу войны основу советской истребительной авиации составляли самолёты И-15 и И-16 (1933), И-15 бис (1936), И-153 «Чайка» (1938) в модернизированных вариантах; начали поступать на вооружение новые истребители ЛаГГ-3, Як-1, МиГ-3, созданные в 1940.

Стрелок-радист штурмовика Ил-2, барнаулец
Владимир Андреевич Юдин. 1943 год

Бомбардировочная авиация  имела на вооружении фронтовой бомбардировщик СБ (1935), дальние бомбардировщики ТБ-3 (1930, модификация в 1934), ДБ-ЗС1935), ДБ-ЗФ (1937), Ил-4 (1938), Пе-8 (1939); начал поступать в войска созданный в 1940 скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2. Был создан многоцелевой самолёт Су-2, использовавшийся в основном как ближний бомбардировщик. На вооружении состояли также штурмовик Ил-2 (1939), разведчик Р-5 (1931), летающая лодка МБР-2 (1932) и др. самолёты. В 1-й пол. 1941 было выпущено 1946 новых истребителей, 458 бомбардировщиков Пе-2 и 249 штурмовиков Ил-2.

Участник Курской битвы, авиамеханик,
 барнаулец  Юров Петр Дмитриевич. 1945 год

По ряду показателей новые советские боевее самолеты превосходили однотипные самолёты фашистской Германии. В ходе войны КБ под руководством А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, М.И. Гуревича, С.В. Ильюшина, В.М. Петлякова, А.Н. Туполева разработали различные типы новых самолётов. Созданы новые истребители Ла-5 и Як-9 (1942), Як-3 (1943) и их различные модификации (Ла-5ФН, Ла-7, Як-9ДД и др.). Ла-5 имел высокую скорость, мощное вооружение: две (на Ла-7 - три) 20-мм синхронные пушки; истребитель отличался лёгким управлением и хорошей манёвренностью.

Як-9 появился на фронте в период Сталинградской битвы и мог успешно действовать не только против самолётов противника, но и по наземным целям. Як-3 - самый лёгкий и манёвренный истребитель 2-й мировой войны, имевший скорость до 720 км/ч. Як-9ДД имел дальность полёта до 2200 км.

Герой Советского Союза, летчик-штурмовик,
Жуканов Николай Антонович. 1950-е годы

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 и созданный в 1943 Ту-2 по основным тактико-техническим данным превосходили лучший немецкий бомбардировщик «Юнкерс Ju-88A». Советский штурмовик Ил-2 предназначался в основном для борьбы с танками, не имел себе равных и стал самым массовым самолётом войны. С 1942 Ил-2 выпускался в 2-местном варианте, в концу 1944 на его основе был создан цельно-металлический штурмовик Ил-10. В качестве разведчиков применялись модификации истребителя Як-9 (Як-9Р), бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и др. самолёты. Основным дальним бомбардировщиком в течение всей войны оставался Ил-4, на котором советские лётчики совершили первый налёт на Берлин в августе 1941. Успешно применялся в качестве ночного бомбардировщика лёгкий самолёт По-2.

Всего в ходе войны в серийное производство поступило 25 новых моделей боевых самолетов (включая модификации) и 23 типа авиационных двигателей.

Фотохроника
Ветераны войны