Истребитель МиГ-3

 

 Истребитель МиГ-3

Истребитель МиГ-3 стал одним из самых массовых боевых самолетов ВВС Красной Армии в первые месяцы войны. Фактически, это был единственный самолет, который не уступал по основным боевым характеристикам немецким истребителям Bf-109. Создателями МиГ-3 были известные советские авиаконструкторы М.И.Гуревич и А.И. Микоян.

До 1939 года оба конструктора работали в КБ Н. Поликарпова.  А. Микоян занимался тогда подготовкой истребителя И-153 «Чайка» к серии, а М. Гуревич занимал должность заместителя главного конструктора1. В это время шла война в Испании, где активно применялась истребительная авиация. Опыт воздушных боев показал, что советские истребители существенно уступают новейшим немецким истребителям Bf-109 по скорости и вооружению.  Назрела необходимость разработки и внедрения в серийное производство принципиально нового истребителя.

Летом 1939 года Микоян и Гуревич возглавляют конструкторское бюро. Совместно они ведут работу над созданием нового высотного истребителя, получившего наименование И-200. В ноябре был утвержден проект а уже в 5 апреля 1940 года машина впервые поднялась в воздух2. На высоте 7000 метров истребитель разогнался до 648 км/час. Это была очень высокая скорость, которая была достигнута благодаря установке тяжелого «бомбардировочного» мотора АМ-353. До Микояна и Гуревича никто не рисковал устанавливать такой мотор на истребитель4. Еще до окончания испытаний новый истребитель под обозначением МиГ-1 был запущен в серию5. Конструкцию новой машины приходилось дорабатывать прямо на конвейере. Дальность полета истребителя была невелика. Увеличить ее за счет боевой нагрузки было нельзя - это снизило бы скорость. Чтобы заставить серийный двигатель потреблять меньше горючего, нужны годы работы. Остался один путь:  улучшение аэродинамики  истребителя.

В результате доработок появился следующий истребитель - МиГ-3. Ему было суждено стать самолетом, который впервые испытывался в натуральную величину в новых аэродинамических трубах ЦАГИ. Эти громадные сооружения запустили в 1939 году. В одной только части трубы, где расширяется воздушный поток, могло бы уместиться здание Большого театра6. Мощность двух установок была так велика, что работали они лишь по ночам, во избежание нарушения электроснабжения Москвы. Блестящие результаты натурных продувок оправдали постройку этих гигантов.

 МиГ-3. Зима 1941-42 гг.
При испытаниях в больших трубах самолет, даже тщательно «вылизанный» после продувки его моделей, раскрывает таящийся в нем резерв скорости в несколько десятков километров в час. Характерный пример. Радиоантенна МиГ-3 соединялась с пилотской кабиной свободно висящим проводом. Потом его заключили в обтекаемую трубку и повторили продувку. Скорость истребителя возросла на 2 км/час7. И таких нюансов были десятки.

Накануне войны МиГ-3 с дополнительным топливным баком, усиленным шасси и сдвинутым на 100 мм вперед двигателем был принят на вооружение8. Первым получил новую машину истребительный полк, в котором служил Александр Покрышкин. В первый же день войны будущий трижды Герой Советского Союза открыл счет своим победам, сбив «Мес-сершмитт» Bf-109Е9. Широко применились МиГи во время обороны Москвы.

Однако первые воздушные бои вскрыли существенные недостатки истребителя. Его главные преимущества - высокая скорость и маневренность - терялись на малых и средник высотах. Выяснилось, что истребитель был склонен к штопору. Последнее обстоятельство негативно сказывалось на действиях малообученных пилотов. Кроме того, на МиГ-3 было размещено довольно слабое вооружение (один 12,7 мм и два 7,62 мм пулемета). И в дополнение ко всему, роковую роль в судьбе истребителя сыграл, как это ни парадоксально звучит, штурмовик Ил-2. Моторные заводы, выпускавшие двигатели АМ-35, переключились на усовершенствованную модель для Ил-2, более необходимого фронту. В результате МиГ-3 остался  без  мотора.

В конце 1941 года истребитель был снят с производства. На фронте он применялся до 1943 года, а в системе ПВО - до конца войны. Всего было построено 3272 самолета этого типа10.

 

Тактико-технические характеристики истребителя МиГ-3

Экипаж: 1 человек

Размах крыла: 10,3 м

Площадь крыла: 17,45 м2

Длина: 8,155 м

Высота: 2,62 м

Взлетный вес: 3350 кг

Вооружение: один 12,7 мм и два 7,62 мм пулемета, бомбы 2х50 кг или 1х100 кг, или 6 реактивных снарядов

Двигатель: АМ-35А 1350 л.с.

Максимальная скорость: 640 км/ч (на высоте 7000 м)

Потолок: 12 000 м

Дальность полета: 1250 км11

 


 

[1] МиГ-3 // Техника молодежи. - 1969. - № 6. - с. 37

[2] Авиация Второй мировой войны. - Смоленск: Русич, 2001. - с. 68

[3] Там же, с. 68

[4] МиГ-3 // Техника молодежи. - 1969. - № 6. - с. 37

[5] Авиация Второй мировой войны. - с. 68

[6] МиГ-3 // Техника молодежи. - 1969. - № 6. - с. 37

[7] Там же, с. 37

[8] Авиация Второй мировой войны. - с. 68

[9] МиГ-3 // Техника молодежи. - 1969. - № 6. - с. 37

[10] Авиация Второй мировой войны. - с. 68

[11] МиГ-3 // Техника молодежи. - 1969. - № 6. - с. 36

Фотохроника
Ветераны войны