Бронетехника

 

К началу войны в Советской Армии в разных количествах имелись следующие типы танков: лёгкие (масса до 14,65 т) - Т-37, Т-38, Т-40, Т-26, БТ-5, БТ-7, БТ-7М; средние (28- 30,9 т) - Т-28, Т-34; тяжёлые (47,5- 50 т) - Т-35, КВ-1 и КВ-2.

Основным советским танком был Т-34 (создан коллективом во главе с М.И. Кошкиным, Н.А. Кучеренко и А.А. Морозовым). Этот танк отличался высокой манёвренностью при достаточно надёжной броневой защите и сильным вооружением. Конструкция Т-34 в ходе войны непрерывно совершенствовалась: более прочным стал корпус, улучшена обзорность из танка, увеличена ёмкость топливных баков, повышена надёжность всех агрегатов и др. В начале 1944 на вооружение поступил  Т-34-85 с мощной 85-мм пушкой.

Дальнейшее развитие получили и тяжёлые танки. Осенью 1942 года на смену КВ-1 поступил танк КВ-1С, на котором летом 1943 была установлена более мощная, 85-мм пушка в литой башне (КВ-85). В 1943 создан новый тяжёлый танк ИС, вооружённый 85-мм пушкой. Появившиеся затем ИС-2 и ИС-3 со 122-мм пушкой считались самыми мощными танками 2-й мировой войны.

Советские танки  отличались оригинальной формой броневого корпуса (особенноТ-34 и ИС-3), послужившей образцом для ряда типов зарубежных танков. Рациональной была их компоновка с расположением двигателя и трансмиссии в кормовой части. На советских танках были установлены длинноствольные пушки и мощные дизельные силовые установки, обладавшие бесспорным преимуществом перед карбюраторными бензиновыми двигателями, применявшимися на всех немецких и других иностранных танках. Широкая гусеница обеспечивала машинам хорошую проходимость в самых разнообразных условиях местности и погоды. Важным достоинством новых советских танков было и то, что их конструкции отвечали требованиям крупносерийного производства и позволяли осуществлять ремонт в полевых условиях. В ходе войны на некоторых танках Т-34 и KB дополнительно к их вооружению устанавливались автоматические танковые огнемёты АТО-42 с дальностью огнеметания до 120 м.

Лёгкие танки Т-26, БТ и его модификации имели слабое бронирование и использовались только на начальном этапе войны. На базе плавающего Т-40 с пулемётным вооружением к сентябрю 1941 был создан лёгкий танк Т-60 с 20-мм пушкой и усиленной броней. На основе Т-60 в началу 1942 года под руководством Н. А. Астрова был разработан Т-70, вооружённый 45-мм пушкой. Предназначенный в основном для ведения разведки, этот танк по своим боевым качествам превосходил лучшие разведывательные танки других стран. Однако во 2-й половине войны лёгкие танки оказались малоэффективными и с 1943 их производство прекратилось (на базе Т-70 стали выпускаться самоходные артиллерийские установки СУ-76 и СУ-76м). Разработка и совершенствование тяжелых и средних танков, а также САУ на их базе в ходе войны проводились коллективами конструкторов под рук. Ж.Я. Котина, Н.Л. Духова, С.Н. Махонина, А.А. Морозова, А.С. Ермолаева, Л.И. Горлицкого и др. В развитие теории и практики танкостроения большой вклад внесли А.И. Благонравов, М.К. Кристи, Е.О. Патон и другие учёные.

 

Боевые самолеты

К началу войны основу сов. истребительной авиации составляли самолёты И-15 и И-16 (1933), И-15 бис (1936), И-153 «Чайка» (1938) в модернизированных вариантах; начали поступать на вооружение новые истребители ЛаГГ-3, Як-1, МиГ-3, созданные в 1940.

Бомбардировочная авиация  имела на вооружении фронтовой бомбардировщик СБ (1935), дальние бомбардировщики ТБ-3 (1930, модификация в 1934), ДБ-ЗС1935), ДБ-ЗФ (1937), Ил-4 (1938), Пе-8 (1939); начал поступать в войска созданный в 1940 скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2. Был создан многоцелевой самолёт Су-2, использовавшийся в основном как ближний бомбардировщик. На вооружении состояли также штурмовик Ил-2 (1939), разведчик Р-5 (1931), летающая лодка МБР-2 (1932) и др. самолёты. В 1-й пол. 1941 было выпущено 1946 новых истребителей, 458 бомбардировщиков Пе-2 и 249 штурмовиков Ил-2

 По ряду показателей новые советские боевее самолеты превосходили однотипные самолёты фашистской Германии. В ходе войны КБ под рук. А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина, А. И. Микояна, М. И. Гуревича, С. В. Ильюшина, В. М. Петлякова, А. Н. Туполева разработали различные типы новых самолётов. Созданы новые истребители Ла-5 и Як-9 (1942), Як-3 (1943) и их различные модификации (Ла-5ФН, Ла-7, Як-9ДД и др.). Ла-5 имел высокую скорость, мощное вооружение: две (на Ла-7 - три) 20-мм синхронные пушки; истребитель отличался лёгким управлением и хорошей манёвренностью.

Як-9 появился на фронте в период Сталинградской битвы и мог успешно действовать не только против самолётов противника, но и по наземным целям. Як-3 - самый лёгкий и манёвренный истребитель 2-й мировой войны, имевший скорость до 720 км/ч. Як-9ДД имел дальность полёта до 2200 км.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 и созданный в 1943 Ту-2 по основным тактико-техническим данным превосходили лучший немецкий бомбардировщик «Юнкерс Ju-88A». Советский штурмовик Ил-2 предназначался в основном для борьбы с танками, не имел себе равных и стал самым массовым самолётом войны. С 1942 Ил-2 выпускался в 2-местном варианте, в концу 1944 на его основе был создан цельно-металлический штурмовик Ил-10. В качестве разведчиков применялись модификации истребителя Як-9 (Як-9Р), бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и другие самолёты. Основным дальним бомбардировщиком в течение всей войны оставался Ил-4, на котором советские лётчики совершили первый налёт на Берлин в августе 1941. Успешно применялся в качестве ночного бомбардировщика лёгкий самолёт По-2.

Всего в ходе войны в серийное производство поступило 25 новых моделей боевых самолетов (включая модификации) и 23 типа авиационных двигателей.

Фотохроника
Ветераны войны