Истребитель И-16
Истребитель И-16 |
И-16 является одним из наиболее известных и узнаваемых самолетов ВВС РККА. По своему внешнему виду и летным качествам И-16 резко выделялся среди советских и иностранных истребителей начала 30-х годов. По сути, он явился первым скоростным истребителем - монопланом нового поколения. Непривычно обрубленный спереди фюзеляж, плавно сопряженный мощными зализами с широкими крыльями, массивное оперение, убирающееся шасси, придавали И-16 неповторимый облик фантастического насекомого. Не случайно, в Испании, где И-16 применялся очень активно, летчики-республиканцы прозвали его «Моска» (муха, мошка)1. Пилоты, хорошо освоившие И-16, обладали, как правило, хорошей техникой пилотирования и без труда осваивали другие машины. В советских ВВС самолет ласково прозвали «ишачком».
Конструктором И-16 является талантливый инженер Н.Н. Поликарпов. Еще в годы Первой мировой войны он работал под руководством выдающегося русского конструктора И.И. Сикорского, участвовал в постройке легендарного бомбардировщика «Илья Муромец».
Проект будущего И-16 был подготовлен в течение 1932 года. В мае 1933 года ВВС РККА проявляют интерес к проектируемому самолету и выдают Поликарпову задание на его разработку2.
В ноябре 1933 года комиссии военных был представлен деревянный макет самолет, получившего рабочее название ЦКБ-123. Комиссии понравился проектируемый истребитель, и уже 22 ноября 1933 года Совет Труда и Обороны СССР принимает решение о запуске И-16 в серийное производство4.
Для испытаний было подготовлено два опытных образца. 30 декабря 1933 года летчик-испытатель авиазавода №39 Валерий Чкалов впервые поднял в воздух первый самолет ЦКБ-12 с двигателем М-225. После новогодних праздников состоялось испытание второй машины с двигателем «Райт-Циклон». Чкалов отметил, что новый самолет показался ему сложным и непривычным в пилотировании. Весь январь 1934 года шла доводка самолетов. В феврале 1934 года обе опытные машины были подготовлены для первого этапа Государственных испытаний. Целью их было получение основных летных характеристик и принятие окончательного решения о запуске в серийное производство.
На самолете с двигателем М-22 16 февраля 1934 года поднялся в воздух летчик-испытатель Коккинаки, а машину с двигателем «Райт-Циклон» в тот же день опробовал другой испытатель НИИ - Степанчонок. Летали на лыжах. Погода в том феврале не баловала испытателей - постоянная низкая облачность, полеты по этой причине частенько откладывались. Но все-таки основные выводы были сделаны, и 25-27 февраля машины сдали на завод для устранения недостатков и подготовки к более тщательным испытаниям на колесном шасси.
И-16 на Южном фронте. Лето 1941 года |
Серийный выпуск самолета, начатый в 1934 году, по настоящему развернулся только на следующий год. Даже те И-16, которые были выпущены и засчитаны в производственный план 1934 года продолжали доводиться и в 1935 году. Довели к тому времени и вооружение самолета. Характерной особенностью И-16 было его изначальное вооружение новейшим пулеметом ШКАС калибра 7,62 мм. Этот пулемет, разработанный в 1932 году оружейниками Шпитальным и Комарицким обладал самой высокой в мире скорострельностью - 1800 выстрелов в минуту7.
Боевое крещение И-16 принял в гражданской войне в Испании (1936-1939 гг.)8. Их поставка началась в начале ноября 1936 года, а уже 13 ноября И-16 впервые участвовали в воздушном бою9. Их главными противниками в Испании являлись итальянские истребители CR-32 и немецкие He-51. После первых воздушных боев летчики этих самолетов старались вступать в схватку с И-16, только имея на своей стороне численное превосходство10.
К началу июля 1937 года общее количество поставленных в Испанию И-16 составило 93 самолета11. В целом самолеты показали себя хорошо. Летчики отмечали простоту в управлении и эксплуатации, а также выносливость истребителя. Вместе с тем, опыт боев показал, что двух пулеметов ШКАС оказалось явно недостаточно для борьбы с современными бомбардировщиками12.
Активно применялись И-16 во время боевых действий в Китае (1937-1939 гг.), а также на реке Халхин-Гол в 1939 году. Этот конфликт между СССР и Японией стал
Дважды Герой Советского Союза,летчик Борис Сафонов рядом со своим И-16. |
Но самым серьезным испытанием для И-16 стали первые месяцы Великой Отечественной войны. Уже в 3.30 утра 22 июня 1941 года состоялся первый воздушный бой с участием «ишачка». И-16 из 33-го истребительного авиаполка сбил над Брестом немецкий самолет.15 В Прибалтийском Военном округе летчики из 21-го авиаполка провели на И-16 несколько воздушных боев, в результате которых было уничтожено 9 немецких самолетов16. Активно применялись «ишачки» и на других фронтах. Самым известным летчиком, пилотировавшим И-16, стал Борис Сафонов (72-й смешанный авиаполк ВВС Северного флота). Свою первую победу он одержал 24 июня 1941 года. К лету 1942 майор Сафонов сбил 25 немецких самолетов лично и 14 - в группе. 14 побед он одержал на И-1617. За мужество, высокое летное мастерство и героизм, Борис Сафонов дважды был удостоен звания Героя Советского Союза. Отважный герой авиации Северного флота погиб в бою 30 мая 1942 года.
Военные реалии неумолимо предъявляли свои требования. Становилось все более очевидным, что И-16 более не пригоден для ведения современного воздушного боя. И хотя немецкие летчики не считали «ишачка» легкой добычей, количество И-16 в составе ВВС Красной Армии постепенно сокращалось. К весне 1942 года наибольшее количество этих истребителей было переведено в части ПВО для охраны тыловых объектов и крупных городов18. К лету 1943 года на фронте оставалось лишь 42 боеспособных И-1619.
Тактико-технические характеристики истребителя И-16 (тип 24 образца 1939 г.)
Экипаж: 1 человек
Размах крыла: 9, 004 м
Высота: 3,250 м
Длина: 6,130 м
Двигатель: М-63 мощностью 900 л.с.
Взлетный вес: 1882 кг
Скорость: 462 км/ч (на высоте 4700 м)
Практически потолок: 9700 м
Дальность полета: 440 км
Вооружение: 4 пулемета ШКАС калибра 7,62 мм20.
[1] Маслов М. Истребитель И-16. - М.: Экспринт, 2005. - с. 11
[2] Там же, с. 3
[3] Там же, с. 3
[4] Там же, с. 3
[5] Там же, с. 3
[6] Там же, с. 5
[7] Там же, с. 10
[8] Там же, с. 11
[9] Там же, с. 11
[10] Иванов С.В. И-16: Боевой «ишак» сталинских соколов. Часть 1 // Война в воздухе. - 2001. - № 41. - с. 13
[11] Маслов М. Истребитель И-16. - с. 11
[12] Там же, с. 12
[13] Иванов С.В. И-16: Боевой «ишак» сталинских соколов. Часть 2 // Война в воздухе. - 2001. - № 42. - с. 20
[14] Там же, с. 21
[15] Маслов М. Истребитель И-16. - с. 30
[16] Там же, с. 30
[17] Там же, с. 37
[18] Там же, с. 37
[19] Там же, с. 38
[20] Там же, с. 47