Штурмовик Ил-2

Ил-2 образца конца 1942 года с двигателем АМ-38

Один из лучших самолетов Второй мировой войны. Разрабатывался в КБ С.В.Ильюшина. Первые испытания прототипа самолета начались 2 октября 1939 года,  когда летчик-испытатель В.К. Коккинаки поднял прототип бронированного штурмовика в воздух1. Это был двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 мощностью 1350 л.с. Все жизненно важные агрегаты самолета (мотор, система охлаждения, баки), а также экипаж находились в бронекорпусе обтекаемой формы. После устранения выявленных серьезных недостатков, 12 октября 1940 года В.К. Коккинаки начал летные испытания второго варианта одноместного самолета БШ-2. На новом варианте самолета стоял более мощный двигатель АМ-382. При весе в 4988 кг самолет показал максимальную скорость у земли 423 км/ч, а на высоте 2800 метров - 437 км/ч3. На высоту 5000 метров самолет поднимался за 10 минут4.

 14 декабря 1940 года наркомат авиационной промышленности издал приказ о запуске в серийное производство одноместного штурмовика Ил-2. Первые серийные Ил-2, начали выходить в 1941 году, а первые боевые подразделения, на вооружении которых находился этот самолет, сформировали перед самой войной. Появления Ил-2 на фронтах явилось полной неожиданностью для противника. Они действовали с большим успехом против бронетанковых и мотомеханизированных частей противника. Разнообразный состав вооружения (два пулемета калибра 7,62 мм, две пушки калибра 20 или 23 мм, восемь реактивных снарядов калибра 82 или 132 мм и 400-600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: пехоты, колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских и зенитных батарей, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов и.т.д.

Летчики и механики одного из штурмовых авиационных
полков на фоне Ил-2. Конец 1942 - начало 1943 года 

Боевое применение Ил-2 выявило крупный его недостаток, приводивший к большим потерям - уязвимость от огня истребителей противника, атаковавших штурмовик с задней незащищенной полусферы. Необходимость во втором члене экипажа для защиты штурмовика сзади стала очевидной. В КБ С.В.Ильюшина по приказу И.В. Сталина провели модификацию самолета, и в ноябре-декабре 1942 года двухместный Ил-2 был запущен в серийное производство5. Кабина стрелка размещалась позади места летчика, за бронекорпусом. Вооружение состояло из одного 12,7 мм пулемета УБТ с боезапасом в 150 патронов6. Это позволило значительно повысить защиту самолета от атак истребителей противника с задней полусферы.

С 1943 года Ил-2 выпускается с более мощным мотором АМ-38Ф. Для улучшения характеристик устойчивости крылу штурмовика придали небольшую стреловидность. Постоянное повышение боеспособности Ил-2 в значительной степени обусловливалось непрерывным совершенствованием его вооружения. В 1943 году на Ил-2 стали устанавливать под крылом две пушки калибра 37 мм, снаряды которых, при удачном попадании, могли даже поражать тяжелые танки. Использование кумулятивных бомб существенно повысило эффективность Ил-2 в борьбе с танками и другой бронетехникой. При сбросе таких бомб одним штурмовиком с высоты 75-100 м уничтожались практически все танки в полосе 15 на 75 м. Большую роль в увеличении огневой мощи штурмовика при атаке наземных целей сыграли новые реактивные снаряды М-8 и М-13 класса «воздух-земля», принятые на вооружение в 1942 году. В период Великой Отечественной войны бронированный штурмовик Ил-2 являлся уникальной боевой машиной, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших стран. Всего было построено рекордно большое число этих самолетов - 36 154 экземпляра всех модификаций7.

 


 

[1] Кузнецов С. Бронированный штурмовик Ил-2. - М.: Экспринт, 2004. - с. 9

[2] Там же, с. 9

[3] Там же, с. 11

[4] Там же, с. 11

[5] Там же, с. 14

[6] Там же, с. 14

[7] Там же, с. 20

Фотохроника
Ветераны войны